В литургийной жизни церкви особое место принадлежит ежедневному евангельскому чтению, которое обязательно предваряется апостольским посланием. В обиходе устава это кратко называется "рядовым чтением". В богословских трудах накопилось большое количество толкований и проповедей на "Евангельские зачала" и, особенно воскресных. Однако, по всей видимости, мало кто обращает на это внимание хотя св.отцы неслучайно увязали апостольское и евангельское чтения в литургийном строе. Очевидно, что между этими, казалось бы, независимыми отрывками присутствует особая смысловая связь. Таким образом, толкование именно в этой совокупности представляет проблему не только евхаристической экклезиологии, но и пастырского богословия что в сущности составляет интерес Библейской герменевтики особенно в связи с современным духовным состоянием и примером отечественных подвижников.


Богатство и власть - причта о богатом юноше

Неделя 27. Лк. 18. 18-27. Притча о богатом юноше. Это непросто притча, сколько беседа о спасении. Сам юноша упоминается и в других евангелиях ап.Марком и ап.Матфеем. Один считает его юношей, другой законником, а здесь ап.Лука именует его начальником. Вопрос не праздный — Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Такие толкователи как блж.Иероним, свт.Иоанн Златоуст или блж.Феофилакт Болгарский примерно одинаково толкуют ответ Христа, но мне кажется, что лучше всего толковал ап.Павел в своем послании, которое сопровождает это евангельское чтение Еф. 6. 10-17. Дело в том, что богатство является главным искушением мира. Более того, власть не может существовать без богатства, как и богатства не  могут появиться без власти. Богатый человек в любом случае станет начальником и учителем, даже если неспособен к сему званию хотя бы и потому что является слишком молодым, как и сей вопрошающий юноша. Это искушение настолько велико, что ап.Павел призывает облечься во «всеоружие Божие». Потому, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальства и властей». Как такое возможно если Сам Господь отделил «Богу богово, кесарю кесарево». Каноны Церкви даже отлучают от причастия тех, кто противится власти. И это совершенно правильно, поскольку мы делегируем власть начальству в надежде на ее социальное служение. Власть осуществляет мир, порядок и справедливость. Но ап.Павел говорит о том, что «мироправители тьмы века сего» и «духи злобы поднебесной» через козни овладевают властями. И поэтому такая власть стремится к своему «дню зла». Так произошло у нас в период Октябрьской революции, так происходит и сейчас на Украине. Власти вдруг становятся врагами подданных и уничтожают их. Только верующие могут противостать и все преодолев, устоять (Еф.6,13). Что это за «всеоружие»? — Истина, праведность, вера, надежда и самое главное Слово Божие, которое есть меч духовный. Что стоит воин, не имеющий оружия? — Как бы не был защищен, все равно потерпит поражение. Таким образом, верующие должны обращаться к властям и богачам со словом Божиим, мы должны вразумлять их и увещевать. Поскольку именно это позволит власти устоять в «злой день», а богатым пройти сквозь «иглины уши». Как граждане имеющие право выбора, право передавать наказы депутатам всех уровней мы должны говорит о милосердии, о помощи друг другу и вообще обо всех Евангельских заповедях. Почему у нас мало людей участвует в голосовании? А потому, что выборы проходят всегда в воскресенье, как будто это самый ненужный день… И получается, что день, который мы обязаны посвящать Богу, молитвам и делам милосердия мы уже обязаны посвящать властям… Почему бы не проводить выборы например в понедельник… дать людям выходной… уверен количество благодарных избирателей увеличится в разы…
Отправить комментарий