В литургийной жизни церкви особое место принадлежит ежедневному евангельскому чтению, которое обязательно предваряется апостольским посланием. В обиходе устава это кратко называется "рядовым чтением". В богословских трудах накопилось большое количество толкований и проповедей на "Евангельские зачала" и, особенно воскресных. Однако, по всей видимости, мало кто обращает на это внимание хотя св.отцы неслучайно увязали апостольское и евангельское чтения в литургийном строе. Очевидно, что между этими, казалось бы, независимыми отрывками присутствует особая смысловая связь. Таким образом, толкование именно в этой совокупности представляет проблему не только евхаристической экклезиологии, но и пастырского богословия что в сущности составляет интерес Библейской герменевтики особенно в связи с современным духовным состоянием и примером отечественных подвижников.


Время духовных итогов

Седмица 31-я по Пятидесятнице. Глас 5. Рождественский пост. Мч. Вонифатия. Иак., 52 зач., II, 1-13. Мк., 41 зач., IX, 33-41,
Следует отметить, что празднование Нового года в истории часто менялось, но поскольку церковь живя вне времени, но пребывая, со своей паствой мы выделяем наступление года по гражданскому календарю. Сейчас весь мир подводит итоги, так и верующим необходимо позаботиться о своем духовном пути,
поскольку помогают оценить свое состояние и, главное, показать то, что можно улучшить в будущем. Богословское основание этого можно усмотреть в Библейском выражении «венец лета благости Твоея», где украшениями венца и становятся наши дела. Молитвенно же, мы можем отнести итоги к сегодняшнему моменту, поскольку новый 2016 год связан всем миром с Рождеством Христовым.
Итак, что будем считать? Прибыль, успехи или приобретения? Совсем нет. Может быть, подвиги веры или успехи в духовной жизни? … Это далеко не праздный вопрос. В таких случаях, как и всегда обратимся к Священному Писанию: Сегодня в соборном послании св.ап. Иаков выделяет главные вехи жизни верующих, и заключает чтение (Иак., 2, 13) провозглашением « милость превозносится над судом». Думаю, что это и должно быть объектом духовных итогов, поскольку спасение так и остается нашей главной целью. Более того, ап.Иаков обещает, что «суд без милости не оказавшему милости».
Таким образом, будем считать дела нашего милосердия. Милосердие может проявляться не только в благотворительности, но и в трудах на благо ближнего, в прощении грехов окружающим. Это не только финансовый или физический труд. Это еще и душевное участие. Даже краткое словесное сочувствие можно причислять к милосердию. Уверяю вас, что человеческая натура в таких подсчетах окажется недовольной. Но именно в этом и проявится важнейший эффект Нового года. Появятся новый цели, захочется многое изменить…
Отправить комментарий