В литургийной жизни церкви особое место принадлежит ежедневному евангельскому чтению, которое обязательно предваряется апостольским посланием. В обиходе устава это кратко называется "рядовым чтением". В богословских трудах накопилось большое количество толкований и проповедей на "Евангельские зачала" и, особенно воскресных. Однако, по всей видимости, мало кто обращает на это внимание хотя св.отцы неслучайно увязали апостольское и евангельское чтения в литургийном строе. Очевидно, что между этими, казалось бы, независимыми отрывками присутствует особая смысловая связь. Таким образом, толкование именно в этой совокупности представляет проблему не только евхаристической экклезиологии, но и пастырского богословия что в сущности составляет интерес Библейской герменевтики особенно в связи с современным духовным состоянием и примером отечественных подвижников.


Спасутся ли праведники?

Неделя 35-я по Пятидесятнице. Кол., 258 зач., III, 12-16. Лк., 91 зач., XVIII, 18-27.
   "Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" (Лк. 18, 18) - вопрос далеко не праздный. Тем более что в пустынную Заиорданскую сторону за Спасителем могли пойти только самые ревностные искатели Царства Небесного. Эта тема рассматривается всеми экзегетами и подвергается изучению самых разных толковников. На страницах этого блога уже обращались к этой теме в публикации "Богатство и власть", однако сейчас пора открыть и другую сторону вопроса - Спасутся ли праведники?


  Перед нами искренне верующий человек. Который не грешит и, даже не участвует в заговоре синедриона. У него нет проблем. Он богат и здоров. Но в отличие от многих наших современников понимает, что деньги и власть не обещают  вечной жизни. К своему удивлению оказалось, что именно богатство могло бы стать источником спасения. Зная такой евангельский ответ, многие современные богачи используют эту возможность - строят церкви, помогают людям. Но на самом деле это не справедливо. Получается, что праведные, но бедные, не спасутся. Именно поэтому даже апостолы восклицают - кто же может спастись? Но Христос заключает еще более загадочным выражением невозможное человекам возможно Богу. Получается, что от нас ничего не зависит...
      Разъяснение этой ситуации видится в сопутствующем чтении послания ап.Павла, когда совершенствами христианина должны становиться: милосердие, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение..., где снисходя друг другу и прощая взаимно...  Христос простил вас, так и вы... В этих последних словах видится ключ ко всему вышесказанному. Этого не сделал богач. Он не покаялся, что бы его простил Христос, ибо ни считал себя грешным...
  Такая проблема очень распространена в современных христианах. Дискутируется вопрос, и даже выносится на обсуждение архиерейского собора, о том чтоб не исповедаться перед причастием. Люди приходят на исповедь и не знают в чем каяться... Действительно. Многие в принципе ведут жизнь праведную: не прелюбодействуют, не убивают, не крадут, не лжесвидетельствуют, почитают отца и матерь..., однако не имеют покаяния, а потому и не за что прощать их Христу. Между тем опыт духовной жизни многих подвижников свидетельствует о том, что покаянию нет предела и именно в покаянии открывается Бог. Множество святых не оставляли слезной молитвы о грехах до самого последнего часа своей жизни. Проводя жизнь непросто праведную, а святую те не менее они отдавали все силы покаянию... Неслучайно ап.Павел взаимное прощение и снисхождение связал с прощением Христа, совокупляя эти совершенства в любовь...
Таким образом, покаяние и есть выражение невозможности, которая открывает возможность Богу привести нас к жизни вечной...
Отправить комментарий