В литургийной жизни церкви особое место принадлежит ежедневному евангельскому чтению, которое обязательно предваряется апостольским посланием. В обиходе устава это кратко называется "рядовым чтением". В богословских трудах накопилось большое количество толкований и проповедей на "Евангельские зачала" и, особенно воскресных. Однако, по всей видимости, мало кто обращает на это внимание хотя св.отцы неслучайно увязали апостольское и евангельское чтения в литургийном строе. Очевидно, что между этими, казалось бы, независимыми отрывками присутствует особая смысловая связь. Таким образом, толкование именно в этой совокупности представляет проблему не только евхаристической экклезиологии, но и пастырского богословия что в сущности составляет интерес Библейской герменевтики особенно в связи с современным духовным состоянием и примером отечественных подвижников.


Христос Воскресе! Размышления о Пасхе.

Спешу поздравить всех читателей с Воскресением Христовым и присоединяю свой голос к поздравлениям и всем благим пожеланиям архипастырей и пастырей Русской православной церкви.
    Сегодня праздник праздников и торжество из торжеств, тем не менее это не может помешать нам в размышлениях о Пасхе:
    По всей своей сути Воскресение Христово - новая Пасха! Это исход от смерти к вечной жизни сквозь бушующий мир, который расступается перед нами как волны Красного моря перед исходом народа Израиля от Египта. Однако,что мы слышим сегодня в евангельском чтении, которое в некоторых храмах читается на многих языках? Ни слова о Воскресении или о Пасхе! А в апостольском чтении упоминание лишь о Вознесении. Почему-то это до сих пор никого не удивляет и не стало предметом богословского рассуждения...


    Попробуем разобраться. В первых стихах ап.Иоанн Богослов, очевидно, закладывает фундамент веры (Ин., 1 зач., I, 1-5.) - Слово Божие - Жизнь и Свет. И напротив, тьма, которая уже поглотила всех людей. Однако есть единственный человек, который мог принять истину - св.пр.Иоанн Креститель, но и он был послан от Бога для свидетельства остальным. Таким образом, распространение Истинного Света Теперь стало возможным как "благодать на благодать"  и Закон Моисея исполнился благодатью Христа.
Почему Церковь нам говорит об этом в Пасху, вероятно потому, что Воскресение Христово нельзя принять без веры в Истинный Свет Божий. Казалось бы, уже много лет ученики пребывали со Спасителем и могли принять этот Свет, но нет, только с Воскресением они становятся способными Его принять. Потому то, в каждом новом Своем явлении Христос не узнаваем, а ощущаем. Когда, наконец, как описывает в ап.Лука (Деян., 1 зач., I, 1-8.), Господь явно и открыто для всех не возносится на Небо.
    Таким образом, хочу всем пожелать Света Истины в эти дни Пасхальной радости.
Отправить комментарий