В литургийной жизни церкви особое место принадлежит ежедневному евангельскому чтению, которое обязательно предваряется апостольским посланием. В обиходе устава это кратко называется "рядовым чтением". В богословских трудах накопилось большое количество толкований и проповедей на "Евангельские зачала" и, особенно воскресных. Однако, по всей видимости, мало кто обращает на это внимание хотя св.отцы неслучайно увязали апостольское и евангельское чтения в литургийном строе. Очевидно, что между этими, казалось бы, независимыми отрывками присутствует особая смысловая связь. Таким образом, толкование именно в этой совокупности представляет проблему не только евхаристической экклезиологии, но и пастырского богословия что в сущности составляет интерес Библейской герменевтики особенно в связи с современным духовным состоянием и примером отечественных подвижников.


Вера без предела

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха). Глас 1.  Деян., 14 зач., V, 12-20. Ин., 65 зач., XX, 19-31. 
Антипасхи называется еще и Фомино воскресенье.  В данном случае "анти" подразумевается как "другое".  
Евангельские строки очень скупы и требуют вдумчивости. Напомню, что святой апостол Фома, как считается, не поверил в воскресенье Христа. Но выражалось это как то странно: Он потребовал свидетельства ран, хотя верил в присутствие Господа. Казалось бы чего уж более, однако и все остальные апостолы также выражали удивление, так что Христу приходилось удостоверять себя как человека, хотя проходил сквозь двери как дух. Более того Он ел, хотя не требовал пищи. Он мог появляться и исчезать когда хотел. А раны, которые Он показывал Фоме, вообще не совместимы с жизнью.

Поэтому можно говорить о том, что ап.Фома, как другие апостолы верили Воскресению, но не поверили телесному преображению, поскольку тело Христово очевидно изменилось. Другими словами ап.Фома верил в воскресение, но как воссоздание. Также как был воссоздан четырёхдневный Лазарь или заново воссозданы глаза слепорожденному.
Вообще это общее свойство человеческой веры: мы верим, но до неких пределов нашего представления. А если это выше понимания и того что можно представить, то не верим.
Так, например, многие иудеи верили в Иисуса как во Христа, но то что Он Сын Божий отказывались принимать. Как это может быть Сын у Бога? Как это возможно чтобы Бог был как человек? Как это возможно Богу умереть?
Таким образом этот день посвящен воспитанию беспредельности нашей веры. Действительно, можно ли было представить чтобы Христос воскрес как новый Адам: бессмертное тело, ангельские возможности и одновременно человеческое существование. Нескоро апостолы осознали и поверили этому. Только ко дню пятидесятницы приняв огненные дары Святого Духа они исполнились силы. Сегодня в Деяниях ап.Лука описывает эту силу, которая проявлялась даже в большей степени чем во времена проповеди Христовой:"Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все". Даже тюрьма не могла остановить их:   "Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни".

Отправить комментарий