В литургийной жизни церкви особое место принадлежит ежедневному евангельскому чтению, которое обязательно предваряется апостольским посланием. В обиходе устава это кратко называется "рядовым чтением". В богословских трудах накопилось большое количество толкований и проповедей на "Евангельские зачала" и, особенно воскресных. Однако, по всей видимости, мало кто обращает на это внимание хотя св.отцы неслучайно увязали апостольское и евангельское чтения в литургийном строе. Очевидно, что между этими, казалось бы, независимыми отрывками присутствует особая смысловая связь. Таким образом, толкование именно в этой совокупности представляет проблему не только евхаристической экклезиологии, но и пастырского богословия что в сущности составляет интерес Библейской герменевтики особенно в связи с современным духовным состоянием и примером отечественных подвижников.


Размышление о расслабленном

Четвертая пасхальная неделя накануне Преполовения посвящена святому источнику Вифезда, который освящается ветхозаветной благодатью через ангела. Однако это крайне ограниченное чудо — только однажды и только один человек может им воспользоваться как бы ни верил и ни надеялся. Хочу обратить внимание на поразительные моменты Евангелия: Вокруг множество болящих, слепых и глухих и никто из них не приходит к Спасителю чтобы исцелиться. Жестокосердие находящихся в нужде людей, казалось бы, навсегда вычеркнуло из мыслей милосердие и сострадание. Как это возможно проходить мимо расслабленного уже столько лет пытающегося войти в бурлящий благодатью источник? Конечно, не мог пройти мимо милосердный Бог. Христос исцеляет его, напутствуя: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
Итак, что такое грех? Судя по этому Евангелию грех — это немилосердность. Но главный источник греха в неверии. Если бы кто-то из этих болящих знал и ведал кто проходит мимо… Или они хотя бы прислушались шуму толпы всегда окружавших Христа… Или послушали хоть часть Его проповеди… несомненно, и Господь услышал их вопли и исцелил бы от всех болезней, как и всегда… как и везде. Но что вы? Это же Иерусалим…. Это же самый святой источник… Может ли пророк из глухой деревни быть выше Вифезды?
Таким образом, мы видим, что только вера во Христа как в Сына Божия освобождает от греха. И кто не имеет такой веры он будет во грехе, даже если не грешит. Никто здесь не согрешил, но и никто не исцелился, за исключением того, о ком умилосердился Господь. Да то с условием «не греши больше», а может ли человек прожить без грехов? Но если расслабленный не уверует во Христа болезни возвратятся.
Посмотрите что может вера в сегодняшнем апостольском чтении. ап. Петр поднимает с одра Энея уже восемь лет в расслаблении болящего, и больше — воскрешает милосердную Тавифу…
Отправить комментарий