В литургийной жизни церкви особое место принадлежит ежедневному евангельскому чтению, которое обязательно предваряется апостольским посланием. В обиходе устава это кратко называется "рядовым чтением". В богословских трудах накопилось большое количество толкований и проповедей на "Евангельские зачала" и, особенно воскресных. Однако, по всей видимости, мало кто обращает на это внимание хотя св.отцы неслучайно увязали апостольское и евангельское чтения в литургийном строе. Очевидно, что между этими, казалось бы, независимыми отрывками присутствует особая смысловая связь. Таким образом, толкование именно в этой совокупности представляет проблему не только евхаристической экклезиологии, но и пастырского богословия что в сущности составляет интерес Библейской герменевтики особенно в связи с современным духовным состоянием и примером отечественных подвижников.


Остави нам долги наша...

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Глас 2.
1 Кор., 141 зач., IX, 2-12. Мф., 77 зач., XVIII, 23-35.
  Большинство экзегетов отмечают в этой притче важность прощения..., однако Господь предлагает здесь нечто большее, поскольку начинает ее "Царство Небесное подобно царю...". По сути, нам предлагается рассматривать Божие царство сквозь призму правовых отношений общества. Причем это не денежно-юридические, а долговые обязательства.
О том, что это неаллегорическое сравнение говорит их статус важность которого закреплена в главной молитве "Отче наш...". Таким образом, оказывается, что "таланты" и "динарии", которые понимаются всеми толковниками как добрые дела, несут второстепенное значение.
    И вот Господь "захотел сосчитаться с рабами своими". Суд ли это? Совсем нет, поскольку рабы Божии призваны отчитаться перед Богом за то, что получили. И конечно, был найден самый большой должник, который, тем не менее мог расплатиться продав себя, "и жену его, и детей, и всё, что он имел". Уже здесь проявляется милосердие Божие, ибо можно ли ожидать от такой торговли компенсации "десяти тысяч талантов"? Сумма, по оценкам многих толковников, сопоставимая с государственным долгом. Таким образом, Бог устанавливает ценность самого человека достаточно высоко, по крайней мере, это "таланты", а не обычные 30 сребреников. Кроме этого, появляется ценность служения Богу, которое может компенсировать очень много семейных долгов.
     Еще большую ценность приобретает искренняя и покаянная молитва, ибо "раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу" умолил Бога о прощении всего гигантского долга.  
      Однако вершиной ценностей Небесного царства становится прощение, не проявив которого раб потерял все.
   Интересно в этой связи сегодняшнее апостольское чтение. Апостол Павел поднимает вопрос о телесном долге перед церковью, который заключается в обязанности верующих содержать ее.
      Между прочим, в нашем мире система экономических взаимоотношений на самом деле складывается на основе взаимных обязательств, а не размером капитала и прибавочной стоимости (по К.Марксу). Понимание этих законов позволило бы вождям мира сего быть ближе к реальности, точнее предугадывать кризис и даже его лечить. Например, из дохода следовало бы исключать кредитные средства вместе с процентами. Тогда бы мы не увидели такую массу внезапных банкротств.
Отправить комментарий