В литургийной жизни церкви особое место принадлежит ежедневному евангельскому чтению, которое обязательно предваряется апостольским посланием. В обиходе устава это кратко называется "рядовым чтением". В богословских трудах накопилось большое количество толкований и проповедей на "Евангельские зачала" и, особенно воскресных. Однако, по всей видимости, мало кто обращает на это внимание хотя св.отцы неслучайно увязали апостольское и евангельское чтения в литургийном строе. Очевидно, что между этими, казалось бы, независимыми отрывками присутствует особая смысловая связь. Таким образом, толкование именно в этой совокупности представляет проблему не только евхаристической экклезиологии, но и пастырского богословия что в сущности составляет интерес Библейской герменевтики особенно в связи с современным духовным состоянием и примером отечественных подвижников.


Притча о Закхее

Притча о Закхее

После заключения пр.Иоанна Крестители Господь продолжил его проповедь из Капернуама «Покайтесь приблизилось Царство Небесное», одним из результатов этой проповеди стал как сейчас бы его назвали главный налоговый инспектор Иерихона — Закхей.
Очевидно, что проповедь Христа была продолжением того, что говорил святой пророк — «…сотворите плод достойный покаяния…» и потому Закхей обещал воздать даже вчетверо тому, кого обидел. Но апостол Павел находит здесь иную причину назидания. Он призывает через ап.Тимофея к заботе о духовном даре, который принимает каждый христианин в таинствах Церкви. И не важно, какое было совершено над нами таинство Священства или Крещения. Поскольку и то и другое как раз то и происходит через возложение рук. Это личное послание ап.Павла к Тимофею Церковь открывает для всех нас: «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте», «занимайся чтением, наставлением, учением», «дабы успех твой для всех был очевиден».
Это особенно актуально сейчас, когда всех православных буквально поразило безвольное молчание и «смирение» с грехами окружающих нас людей. Уже многие даже воцерковленные люди не считают важной заповедь Христову: «молитва и пост» и дерзают причащаться не только без поста и молитв, но и даже без исповеди и покаяния. Давно уже забыли об обязательности церковного брака в сожительстве. О том, что «проклят всяк досаждающий епископу или священнику». О недопустимости вражды, ненависти и проч…
Такое удобное «смирение» развязало руки беззаконию. И даже если человека обличает совесть, то пример окружающих становится оправданием. Конечно, если бы пр.Иоанн Предтеча не обличал бы Ирода, то и голову Ему бы не отрубили. И если бы Христос помирился с фарисеями, Его бы не распяли. А если бы ап.Тимофей не слушал бы ап.Павла да и смирялся б себе в храме — его бы не убили язычники камнями. Но как бы мы узнали о Вечной жизни и Царстве Божием? Думаю и Крещение бы не приняли…
Поэтому воспримем слова Христа в прямом смысле без лукавства. Слезем с древа высокомерия, погрузимся в кропотливую и неблагодарную работу наставления и научения. Очень многие наши близкие нуждаются в том, чтобы услышать необходимость жизни в чистоте, вере и любви. А чтобы слово было в духе и верным соблюдем себя в Евангельской истине, ежедневным чтением восполняя оскудевающее намерение…
Отправить комментарий