В литургийной жизни церкви особое место принадлежит ежедневному евангельскому чтению, которое обязательно предваряется апостольским посланием. В обиходе устава это кратко называется "рядовым чтением". В богословских трудах накопилось большое количество толкований и проповедей на "Евангельские зачала" и, особенно воскресных. Однако, по всей видимости, мало кто обращает на это внимание хотя св.отцы неслучайно увязали апостольское и евангельское чтения в литургийном строе. Очевидно, что между этими, казалось бы, независимыми отрывками присутствует особая смысловая связь. Таким образом, толкование именно в этой совокупности представляет проблему не только евхаристической экклезиологии, но и пастырского богословия что в сущности составляет интерес Библейской герменевтики особенно в связи с современным духовным состоянием и примером отечественных подвижников.


Желания Рождества


Неделя пред Рождеством Христовым: Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40. Мф., 1 зач., I, 1-25. Смысл этой недели лучше всего раскрывается ап.Павлом. Мы читаем родословную человеческой ипостаси Спасителя для того, чтобы последовать их примеру веры. Обычно экзегеты исследуют этот список исторически, но ап.Павел говорит суть: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11,1).
Для нас это важно, поскольку не каждый в точности знает верующий ли он человек. И если мы уверены в невидимом, то не понимаем своих ожиданий и тем более не верим в осуществление. Между тем: "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр. 11,6). Кроме этого, ап.Павел приводит примеры веры Святых Отцов, каждый из которых своей жизнью раскрывал разные ее стороны: Авель - жертвенный дар, Енох - бессмертие, Ной - спасение, Авраам - призвание и т.д.... каждый из ветхозаветных и новозаветных отцов в подвиге своего жребия раскрывал новые пределы веры. И в этом смысле Рождество, как воплощение Бога в человеческой ипостаси раскрывает новую высоту веры, которую невозможно было достичь без Христа.
Таким образом праздник учит нас вере как ожиданию воздаяния осуществление которого совершится через уверенность в невидимом Боге. Говоря проще мы тогда и верим когда ждем награды. Поэтому пусть каждый в наступающем Рождестве загадает свое самое заветное желание с уверенностью его осуществления.

Отправить комментарий