В литургийной жизни церкви особое место принадлежит ежедневному евангельскому чтению, которое обязательно предваряется апостольским посланием. В обиходе устава это кратко называется "рядовым чтением". В богословских трудах накопилось большое количество толкований и проповедей на "Евангельские зачала" и, особенно воскресных. Однако, по всей видимости, мало кто обращает на это внимание хотя св.отцы неслучайно увязали апостольское и евангельское чтения в литургийном строе. Очевидно, что между этими, казалось бы, независимыми отрывками присутствует особая смысловая связь. Таким образом, толкование именно в этой совокупности представляет проблему не только евхаристической экклезиологии, но и пастырского богословия что в сущности составляет интерес Библейской герменевтики особенно в связи с современным духовным состоянием и примером отечественных подвижников.


Да исправится молитва моя....

Эта притча сегодня является началом подготовки к Великому посту. Два человека пришли в храм помолиться,
т.е. это искренне верующие люди, которые верят в Бога и ожидают от него  вечной жизни. Поэтому эта притча обращена к верующим к самому главному — к молитве. Нам предлагается исправить нашу молитву, перед тем как мы приступим к благодарностям, просьбам и извинениям.

Церковное богослужение выделяет в молитве фарисея — высокоглаголание и плохо скрываемую гордыню, а молитву мытаря показывает образцом. Тем не менее, мы должны задуматься о том, что Господь не случайно выбрал именно фарисея и именно мытаря. В храм приходит множество людей: и священники, которых не раз критиковал Христос и нищие, смиреннее которых не найти.
Однако именно с фарисея начинается притча. Молитва фарисея самая обыкновенная благодарственная молитва. Ее можно признать образцом, поскольку здесь есть благодарность к Богу как создателю и как судье. Есть только одно "но" — «я не таков… как этот мытарь» (Лк. 18, 11). Здесь уже звучит осуждение, однако далеко не такое которое мы позволяем ежедневно...
Мы все знаем кто такие фарисеи! Как они помешаны на благочестии и на преданиях старцев, так что и заповеди Божии не исполняли. Это обманщики и лицемеры, восставшие против Бога и распявшие его. Тем не менее, Господь любит их. Он беседует с ними, посещает их дома и призывает их к покаянию. И даже такую молитву не отвергает, а оправдывает. Конечно меньше чем мытаря, но все же оправдывает.
Гораздо больший интерес вызывает мытарь. Это тоже не бедные люди. Но из их среды был апостол и евангелист Матфей. Закхея-мытаря выделял сам Господь. А Христа даже называли другом мытарей. Вероятно, мытари по роду своей деятельности были настолько близки к горю и страданиям людей, что любое даже самое жестокое сердце начинало сочувствовать и сопереживать. Любому государству всегда нужны деньги. И чем больше, тем лучше. Богатые всегда могли откупиться от всех повинностей, ибо они первые друзья власти. Поэтому тяжесть налогов всегда ложиться на бедных. И если нечем воздать, именно мытарям приходится сажать в темницы, продавать в рабство жен детей… может ли какой человек остаться безразличным? А если мытарь попытался помочь, то гонения упадут и на его главу. И в том и в другом случае мытари являли собой презираемое сословие. Или как истязатели беззакония, или как друзья преступников — неплательщиков налога.
Может поэтому сословие мытарей так близко приняли Евангельскую проповедь, что их состояние напоминало образ жизни апостолов. Сегодня ап.Павел напоминает ап.Тимофею об этой близости к страданиям. Говоря, что "все желающие жить во Христе Иисусе, будут гонимы", а злые и обманщики "будут преуспевать"(2Тим.3.12-13). При этом же призывая следовать своему примеру и всех нас: в учении, жизни, расположении, вере, великодушии, любви и терпении. Уверяя, что от всех гонений и страданий избавит и нас Господь.
Думается, что не случайно начинается сплошная седмица. Мы должны быть  в пути проповедуя пост и молитву, как заповедь Божию. А поскольку такой труд часто сопряжен с лишениями и общением с язычниками, не соблюдавшими поста, то и на это краткое время отцами церкви отменятся пост ради проповеди.
Поэтому постараемся исполнить первоначальный смысл этой недели призывая наших сродников, друзей и сотрудников к Великому Посту, как жертве Пасхи Христовой.
Отправить комментарий