В литургийной жизни церкви особое место принадлежит ежедневному евангельскому чтению, которое обязательно предваряется апостольским посланием. В обиходе устава это кратко называется "рядовым чтением". В богословских трудах накопилось большое количество толкований и проповедей на "Евангельские зачала" и, особенно воскресных. Однако, по всей видимости, мало кто обращает на это внимание хотя св.отцы неслучайно увязали апостольское и евангельское чтения в литургийном строе. Очевидно, что между этими, казалось бы, независимыми отрывками присутствует особая смысловая связь. Таким образом, толкование именно в этой совокупности представляет проблему не только евхаристической экклезиологии, но и пастырского богословия что в сущности составляет интерес Библейской герменевтики особенно в связи с современным духовным состоянием и примером отечественных подвижников.


Все святые русской земли

Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших. Глас 1.
Петров пост. Рим., 81 зач. (от полу́), II, 10-16. Мф., 9 зач., IV, 18-23.
Невозможно нам пройти мимо этого праздника,

поскольку это главный русский праздник ибо наши единокровные святые ныне предстоят перед престолом Божиим вмешиваясь в ход исторических событий в славе Руси спасая и нас. Этому празднику посвящено множество проповедей, славословий и глубоких исследований, однако, нет ответа на вопрос почему мы празднуем собор русских святых отдельно от всех святых? Или в чем наши святые отличаются от вселенских святых? Неужели мы прославляем их отдельно только лишь за то, что все они в какой-то мере наши сродники по плоти и по языку?
Ответы очень важны. Они позволят каждому из нас точно знать какие именно черты русского характера возвысились святостью, и что нас приводит к успеху?
Ибо успешность России очевидна и неоспорима.
Отметим, что различие наций и народов осуществилось по воле Божией, когда трудящиеся над бессмысленной Вавилонской башней были разделены на языки. Впоследствии, жизнь в разных природных и климатических условиях сформировала характер каждого народа, так что по сегодняшнему слову ап.Павла «не имеющие закона, по природе законное делают».
Такой природный закон, очевидно, и отличает русский народ и его святых особенно. В чем же он? Мы можем достоверно проследить его характер в нашей истории: Уже первое государственное деяние проявилось во всей широте когда вещий Олег прибил щит на вратах Царьграда. Раскрывая мотивы и последствия этого акта можно говорить о том, что Русь была всегда против несправедливости, надменности и пренебрежения к себе. Именно поэтому наказав гордых греков, вернули, однако ж,столицу обратно. По той же причине великий князь Владимир захватил, а потом отдал Херсонес. И именно этот характер русских полюбили окрестные народы, добровольно входя в состав России. Даже мусульмане, иудеи и буддисты предпочитали жить в России, а не под своими единоверцами.
Справедливость невозможна без правды, а потому уже вскоре Русь жаждет ее. Потому и крестился князь Владимир. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Уже первые наши святые показываю это насыщение и полноту. Св. муч. Борис и Глеб не желают ничего лишь бы остаться в правде Божией.
Природный закон русских на основе евангелия положили начало учению о соборности, которое было включено даже в символ веры Русской Православной Церкви. И, хотя некоторые говорят, что это просто неправильный перевод кафоличности, тем не менее вся жизнь церкви от прихода, до органов Высшего Церковного Совета построена на русском понимании соборности….
Отправить комментарий